Для начала с сайта http://zazfun.chat.ru/965_main.html, фраза, которая изменит Вашу жизнь:
"Беззаветное служение Родине, народу, преданность Коммунистической партии, Советскому правительству, коммунистическое отношение к труду, к социалистической собственности, дисциплинированность, выдержанность, настойчивость в преодолении трудностей - отличительные черты советского шофера!"
"Техника вождения автомобиля", М., 1957
Итак, давненько я не писал статей, сейчас начну. В комментариях анонимный автор дал мне совет и одновременно отличную тему для блога. После статьи Автомобиль ГАЗ или "ВОЛГА" я решил написать еще одну статью про роскошь, мало кому доступную (ОЧЕНЬ МАЛО КОМУ) в совесткое время, то есть автомобиль. Но статья пойдет как раз не про простой автомобиль, а про самый доступный в СССР, конечно же Вы уже догадываетесь - это автомобиль "Запорожец" (в оригинальном написании «Запорожець»). Кто-то подумал: "Что, да разве это ведро можно назвать машиной", кто-то "Да, классно, помню такое, хорошая тачка", но обо мнениях напишу в конце статьи.
Итак, что это за зверь такой "ЗАПОРОЖЕЦ" (экспортный вариант - романтическое название «Yalta»), а это не зверь, а маленький зверек. Советская малолитражка (или микролитражка, как называли раньше в СССР ). Представляю две модели:
1. ЗАЗ-965 - в народе "Горбатый"
2. другой ракурс
но для меня эта модель была уже редкостью. Я гораздо чаще видел, да сейчас вижу примерно раз в год, другую модель - ЗАЗ-966В, 968, 968М, или в народе "Ушастый". Потом он перестал быть "ушастым", "уши" заменили на решетки.
1.
2. чтобы иметь представление о габаритах посмотрите на фотографию под названием "Путин показывает Бушу свой "Запорожец" и зная габариты Путина и Буша можно определить размер "Запорожца"
а горбатый и еще меньше, на вид по крайней мере.
Народные названия автомобили получили из-за формы кузова, названий конечно еще много, вспомним хотя бы "Запор", "Горбач", все это я слышал своими ушами. По моим воспоминаниям складывается впечатление, что народ недолюбливал "Запорожец", я помню, как его всяко обзывали, но когда нет альтернативы я бы ездил. Помню, когда я был маленький, отец моего друга купил ЗАЗ-966 после того, как продал мотоцикл с каляской. Он тогда конечно радовался, своя машина все-таки, свобода, тепло ездить зимой, на дачу можно ездить всей семьей даже ночью, да и вообще придется здать на водительские права категории "B" - вот это действительно была редкость в советское время, я думаю, что процентов 90 населения страны и не мечтали. Я катался с другом на дачу и мне это казалось круто - мы ехали на машине. Вообще запорожец производился с 1960 года, а ЗАЗ-966 с 1966, 966 производился до 1994 года, и когда я вижу, как кто-нибудь ездит на них сейчас, то удивляюсь, вроде все говорили, что очень плохого качества машина, а ездят до сих пор, может просто хозяин следит хорошо и разбирается. Но конечно сильно удивляюсь года ЗАЗ-965 проезжает, это конечно бывает очень редко, но по моему в 60х закончилось их производство.
Вообще машина оригинальная, для меня, помню, был такой сюрприз, что двигатель находится сзади, я никак не мог понять, как так, у всех спереди, а у "Запорожца" сзади, вот дак сюрприз. Когда я подрос и начал разбираться в автомобилях, то еще большим сюрпризом для меня было, что у "запорожца" V-образный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением - вот это вообще новизна и оригинальность для нашего автопрома советских лет. Еще совсем немного о характеристиках
1. ЗАЗ-965: мощность 23-30 л/с, максимальная скорость 90-100 км/ч, расход 5,5-6,5 литров на 100 км, дорожный просвет 175 мм, рабочий объем двигателя 784 см3, бензин АИ-72 АИ-76
2. ЗАЗ-966: мощность 30-45 л/с, максимальная скорость 100-120 км/ч, расход 5,9-6,5 литров на 100 км, дорожный просвет 190 мм, рабочий объем двигателя 887-1197 см3, бензин АИ-72 АИ-93
Вообще запорожец сначала хотели производить на АЗЛК, но потом перенесли в Украину. Если бы его производили на АЗЛК, то "Запорожец" изначально был бы не "Запорожец", а "Москвич - 444". Как и в предыдущей статье разберем прототипы, я думал, что у "Запорожца" нет прототипов, это чисто полет советской оригинальной фантазии, но нет ведь, прототипы есть. Убедимся в этом сами. По материалам http://ru.wikipedia.org/wiki/Запорожец и других сайтов ясно, что у ЗАЗ-965("Горбатого") прототип Fiat 600 (опять Фиат, как и у первых ВАЗовцев). Сравним. Из-за незнания названия деталей я назову это сравнение очень длинно "Найди 5 отличий от Фиата кроме того, что спереди у "Запорожца" вместо решетки радиатора".
Итак
1. ЗАЗ-965
2. Фиат-600
еще раз
3. ЗАЗ-965
4. Фиат-600
А теперь еще круче. Посмотрим модель "ЗАЗ-966"("Ушастый") Здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/Запорожец написано, что эта модель "Запорожца"
прототип 1961 года похож на BMW 700
сходство есть, но не такое сильное, как ниже. Здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/Запорожец и на других сайтах говориться о какой-то западногерманской машине NSU Prinz IV, Вы вообще слышали о фирме NSU. Я нет. Но фото их Prinz IV просто поражает.
Сначала "Запорожец"
а теперь NSU Prinz IV
1.
2. NSU Prinz IV в центре
3.
еще одно фото Prinz 4
Кто у кого? В основном пишут, что мы у немцев, а в паре мест, например тут http://zazfun.chat.ru/nsu_pr4.html, что прототип ЗАЗ-966 был показан на какой-то западной выставке до появления Prinz IV.
Вот можно гадать сколько угодно.
Теперь хочу поговорить о народном мнении по поводу "Запорожца". То, что это самая тихая машина потому, что "коленки уши закрывают" слышили наверное все. Есть еще много мнений и они полярны, вот например по пьяни ездить на даче хорошо и убить не жалко. Да, так и есть. Полгода назад у нас во дворе стоял "Запорожец" (ЗАЗ-966) с буквой "У", потом я увидел, что на нем каждый день ездит женщина из соседнего подъезда, оказалось, что она на нем учиться ездить и купила за 3000 рублей на ходу, потом, сказала, что на дачу увезет. Кто-то считает "Запор" позорищем и уродством и лучшим способом провести неделю в гараже. Да, с иномарками не сравнить, и со старыми и с современными тем более, и с многими нашими машинами, да я и вообще не знаю с чем его сравнивать, "Запорожец" это "Запорожец". Кто-то говорит, что он очень проходимый, проезжает любую гразь, слякоть и ямы, что лучше плохо ехать, чем хорошо идти, что оставить на ночь в незнакомом районе не жалко, что есть в нем что-то, непонятно что.
Я лично видел, как у нас в городе лет 5 назад "Запорожцы" использовали вместо будок парковщиков. Протянут в него провод от столба, на крыше устанавливали лампу для освещения, а в салон обогреватель. Это конечно было редко, но 2 такие парковки я видел. Еще видел реальное объявление "Продаю магнитолу модель и т.д. 3000р. + "Запорожец" в подарок. Вот, можно и бесплатно или очень дешево машину приобрести. Кому нужно тренироваться в вождении или тюнинге сойдет. Тюнингуют их круто
Ну как вам? Так что я не знаю какого я мнения о "Запорожце". Я одно время думал тоже на дачу взять, так гонять где попало, по лесам полям, но если сломается? Что там с ним делать? Кто в ремонте запорожцев разбирается? А так, их найти по деревням можно очень дешево и на ходу.
Но опять представьте советское время. Я уже писал, что это была самая доступная машина (были еще конечно "инвалидки" и т.д. но они были малораспространены и непопулярны). Я нашел разные цены в советский период 1800 рублей, 2200 рублей, 3000-3500 рублей - ближе к 90м годам. На одном сайте пишут, что бывший директор завода сказал, что "Запорожец" всегда стоил не дороже 1000 бутылок водки (это такая конвертируемая валюта в советское время), на другом сайте говорят, что при разработке ЗАЗ глава конструкторского бюро Владимир Стешенко решил, что новый "Запорожец" должен стоить не дороже 1000 бутылок водки. В предыдущей статье я писал, что "Волга" (ГАЗ-24) стоила в разные периоды около 9200 - 16000 рублей. То есть "Волга" - это это 3-6 "Запорожцев" в разные периоды. При зарплате в 120-200 рублей "Запорожец" конечно был более реальным, чем "Волга". Если 1-2 года откладывать зарплату одного из членов семьи, то можно купить себе машину, и если повезет, даже новую. А в советское время это редкая роскошь. Вот так то, еще бы тогда кредиты выдавали. Сейчас "Запорожец" можно найти за 1000-5000 рублей (ЗАЗ-966), можно даже бесплатно найти, если "повезет". Но самое интересное, что ЗАЗ-965 иногда продают дорого, не помню точно сколько, все-таки уже раритет, ретро-автомобиль.
По материалам все той же http://ru.wikipedia.org/wiki/Запорожец история "Запорожца"(именно того, что под этим названием понимают большинство людей) закончилась вместе с историей СССР :"В 1994 году ЗАЗ, оставшийся в независимой Украине и потерявший заказы (до 50 % от объема производства в 80-е годы) от российских органов соцобеспечения, прекратил выпуск «Запорожцев». Да, кстати, "Запорожец" часто делали для инвалидов, поэтому его и заказывали органы соцобеспечения, сейчас вроде автомобили для инвалидов у нас не делают, ну разве что по индивидуальному заказу.
Еще хочу выделить одну тему про "Запорожец" - это слово стало очень популярным брендом, да, может быть его говорят, когда не нужно говорить о комфорте и качестве, красоте и удобстве, но до сих пор говорят, вот такой вот мегаизвестный бренд без рекламы по телевизору, оставшийся в памяти многих людей. Если сейчас выпустить новое поколение "Запорожцев", то популярность приобретет мгновенно, не важно какую, но популярность будет.
P.S. Прошу оставить комментарии. Нажмите внизу статьи "ЧИСЛО коммент." И оставьте комментарий. Внизу можно выбрать "анонимный", чтобы не регистрироваться. Буду очень рад прочитать Ваши мнения!
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
16 комментариев:
Отличная статья! :)
Я уж и забыл про Ваш блог... если бы не RSS...
----
Видел "горбатый" в объявлениях по цене до 7 тыс. дол.
----
Кроме двигателя сзади у него еще была необычная печка (думаю эти два ыакта связаны). Работала она от бензина автономно, т.е. не надо было заводить двигатель, чтобы подогреть салон.
stacmv спасибо за комментарий, да "Горбатый" действительно бывает дорого продают. Я тоже такие объявления видел, шок сначала был. Зачем он нужен за такие деньги? Но вообще машина оригинальная, сразу выделяться будет. За это многте готовы платить.
По поводу печки. Я то как раз и думал, как у "Запорожца" печка без тосола греет.
Машина, конечно, вообще по всем параметрам оригинальная. Куча идей, которых не было в других советских авто.
Ahhh ,seihas , esli postavit' motor vpered (tak bezopasnee : pri avarii udar chastichno pogloshaet ) + podtunit' , to mojno zabacat' deshevuyu al'ternativu "mini cooper"...
Запорожец машина супер, прет как трактор, жаль, что новых модификаций нет
***водительские права категории "B" - вот это действительно была редкость в советское время, я думаю, что процентов 90 населения страны и не мечтали***
ты знаешь... не знаешь - не говори.
У меня в семье всегда была машина - причём жигули - почти как только они появились, то есть, с семидесятых годов. Москвичём и Запорожцем брезговали. Волгу могли если поднапрячься, но не хотели - большая больно. Меняли машины по мере выпуска новых моделей. Жили причём далеко не в Москве.
Ну ладно, дед военный был, хотя и не слишком высокого звания, майора ему так и не дали.
Но отец в довольно юном возрасте в начале восьмидесятых вполне купил ЗАЗ-966 (ушастый), да Б/У, но вполне приличный, он отъездил неплохо. Потом ещё один, поновей. Потом ВАЗ-21011, уже при дерьмократах, правда. С б/у машинами в Союзе проблем не было, старые были вполне доступны; новые да, были по очереди, но сейчас на иномарки например та же фигня - на популярные модели на все очередь. Запоры и Москвичи в те годы были в основном в свободной продаже в крупных городах.
А уж на права учили тогда бесплатно (!) - а не как сейчас, дороже права получить даже официально, чем обычно стоит первая машина. Права наверное у пол-страны были, потому что кто-то в школе занимался в секции и получил, кто в ПТУ или ВУЗе, и получали даже не имея намерения купить машину.
А насчёт NSU и Запорожца, тут в принципе дело такое, что они оба рисованы с Шевроле Corvair'а. И кто первый срисовал сказать сложно - пишут-то всякое. В Википедии уже исправлено, киситати.
Небольшая поправочка. "Ушастые" - это 966 (966В), 968 и 968А. 968М - "мыльница", с решётками на месте "ушей" (были и другие различия между этими моделями, но это самое явное).
965-й рулит. 8-)
Учился ездить на горбатом, купили его в середине 80х за 800 рублей чтобы право на постройку гаража получить. Как сказал Никита Хрущ посидевши в нём - хорошая машина для советского человека. Полностью согласен. Машину спёрли действительно у фиата, а мотор у фольксвагена, вот только фольцовский опозитник не влез, пришлось V - образку делать а чтобы от вибрации избавится у того же концерна Порш/Фольксваген (они тогда вместе были) спёрли идею балансировочного вала. У меня мастак по автоделу в КБ автозаза работал, все ихние мульки расказал. На ЗАЗе даже был подвал с иномарками откуда если что партия заказывала заводчане "слизывали".
А насчёт воздушного охлаждения с задним мотором, Шеви Корвеир действительно до NSU Prinz и ушастого был, но у него было 6 цилиндров с 2.8 обьёмом (ездил я на таком).
Не знать про NSU это просто свинство. Они первые в мире сделали машину с РПД, хотя Мазда по правде говоря справилась на год раньше, но из уважения ждали пока НСУ выпустит свою машину тк сами купили у НСУ лицензию. Сам Ванкель работал на NSU. Когда же начался кризис NSU был куплен фирмой Audi. Уверен что о происхождении ауди автор знает так же как и об НСУ, сообщу что ауди это фирма Хорьх в латинской транскрипции тк в оригинале за связи с нацистской партией Хорьх запретили. Так что если вы еврей или цыган ездящий сейчас на Ауди подумайте :-)
Спасибо за статью, очень интересно и познавательно)
Вот стукнуло 18 - хочу получать права. Об ушастом мечтаю лет с 10 уже... Хочу купить около 3000... сходить на свалку(разборку) машин - подешёвке набрать там всяких мелочей полезных... может даже попробую движок всунуть маленький японский (если такое конечно возможно)
+5!
при умелом обращении - ЭТО ОТЛИЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ. С места он рвет не хуже жигулей. Проходимость сказочная (не считая песок). По трассе 130км/ч - москвичи и волги отдыхают
До недавнего времени я также, как и многие другие "любители" жужиков, не воспринимал их в серьёз, но как-то случайно давелось видеть, как один такой малыш достойно шёл по трассе, уверенно обгоняя представителей благородных пород, плюс к этому его скромный но, как говорится, в тему тюнинг придавал солидности и некой агресивности. Эта картина настолько меня впечатлила, что я в этот же день прочёл с десяток статей о ЗАЗе, его тюнинге, модернизации, пересмотрел около сотни фоток и пришёл к выводу, что из этого незаслуженно обсмеянного бедолаги после небольших капиталовложений и некоторых доработок (даже додумывать не надо - все инженерные решения можно нарыть в НЕТе) получится неплохой спорт-кар, в полне пригодный для гонок и дрифта, а если ещё не полениться и не пожмотиться - потратится на тюнинг, то такой баллид сразу станет объектом гордости для тебя, уважения для других, ну и зависти для третих.Теперь я всерьёз подумываю приобрести себе такой зузик и начать готовить его к уличным гонкам, по этому поводу - буду благодарен, если поделитесь какой-либо информацией по доработкам и переделкам зазов 968М. E-mail: Varovskiy@ya.ru Серёга. Симферополь. Удачи!
супер статья)))) у меня у меня заз 968м и я бы сказал что это очень удобная и практичная машина.
Приветствую!Всегда с теплотой относился к этой марке,а позже приобрел 965,в не плохом состоянии и отреставрировал его.Теперь у меня авто друг выходного и не только дня !
У нас в г.Балашиха М.О.,даже не большой автоклуб организоваться.спасибо за статью! А марка эта всегда ползовалась спросом но не всегда уважением,а жаль-это наша история!
2304В 1984 году цена нового запорожца была 5200рублей, и никто не брал его, мол плохая машина, но только снизили до 3500 рублей и сразу " разхватали " нормальная стала машина Запорожец !
https://my-kassir.com/buy/6578953351863421
Отправить комментарий